Некоторые современные методы альтернативной коммуникации, которые применяются в работе с детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР):
- Использование визуальных символов. 1 Это могут быть картинки, рисунки или фотографии. 1 Для детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями часто используют фотографии предметов из окружающей среды. 1
- Визуальное расписание. 1 Его используют, чтобы ориентироваться в последовательности событий, снизить вероятность нежелательного поведения, повысить мотивацию, помочь усвоить правила и последовательность действий. 3
- Жестовый язык. 15 Жесты адаптируют под индивидуальные потребности ребёнка. 1 Они помогают выразить желания, способствуют развитию моторики и когнитивных навыков. 1
- Система «МАКАТОН». 12 Это языковая программа, которая использует одновременно жесты, графические символы и речь. 12 У каждого ребёнка с этой системой есть свой словарь — каталог рисунков, соответствующий уровню его речевого развития. 1
- Коммуникация с помощью вспомогательных устройств. 2 К ним относятся, например, неэлектронные коммуникативные доски, устройства с подсветкой и движущимся указателем, специальные клавиатуры, устройства с экранами и искусственной речью. 2
- Телесно-тактильная коммуникация. 3 Этот вид общения используют для детей с двигательными нарушениями в структуре ТМНР. 3
Выбор средств альтернативной коммуникации зависит от индивидуальных возможностей ребёнка. 4