Некоторые противоречия, которые являются движущими силами процесса обучения:
- Противоречие между новыми познавательными задачами и достигнутым уровнем знаний, умений и навыков. 2 На каждом уроке учитель ставит новые задачи, решить которые сам ученик пока не в состоянии. 2
- Противоречие между требованиями общества к уровню обученности и образованности учащихся и их познавательными возможностями. 2 Разрешается через совершенствование содержания образования, инновационные процессы, поиски более адекватных технологий и моделей обучения. 2
- Противоречие между известным и неизвестным. 2 Является основой проблемного обучения. 2 Создавая проблемную ситуацию, учитель включает учеников в активный совместный поиск путей разрешения возникшей проблемы. 2
- Противоречие между фронтальным изложением учебного материала и индивидуальным его восприятием. 2 Может разрешаться, например, через неоднократное изложение материала с учётом познавательных возможностей учащихся и особенностей их восприятия. 2
- Противоречие между знаниями и умениями применять полученные знания в практической деятельности. 2 Разрешается через обеспечение осознанности, понимания теории, на которой основаны все постепенно усложняющиеся упражнения. 2
- Противоречие между объёмом знаний, накопленных цивилизацией, и объёмом знаний, перенимаемых учеником. 3 Это противоречие содействует улучшению содержания образования. 3