Некоторые проблемы, которые возникают при оценке знаний по литературе:
- Недостаточное знание содержания художественного текста. 1 Ученики могут заучивать содержательные элементы текста с привлечением краткого пересказа и готовых сочинений, но это не даёт желаемого результата на экзамене. 1 Подготовка к нему требует внимательного, вдумчивого перечитывания произведений с расстановкой необходимых акцентов. 1
- Трудности с выполнением заданий, проверяющих знание предметной терминологии. 14 Ученики могут механически заучивать термины без понимания их функциональной специфики. 4
- Затруднения с выполнением заданий на сопоставление. 12 Ученики не способны выбрать тексты для проблемно-сравнительного анализа, выявить сходство или различие между произведениями разных авторов. 1
- Ошибки при написании сочинения-рассуждения на литературную тему. 14 Ученики могут допускать отклонения от темы, логические и фактические ошибки, не привлекать текст произведения для обоснования своих суждений о нём, пренебрегать необходимой терминологией, не уделять должного внимания речевому и грамматическому оформлению ответа. 1
- Сложности с осмыслением, анализом и интерпретацией лирических произведений. 2 Недостаточное знание наизусть лирических произведений приводит к искажению образов, мотивов стихотворений, а также к их неточному цитированию. 2
- Невозможность определить критерии оценки свободного общения учащихся по поводу художественного произведения. 3 Это связано с образной природой литературного текста, которая допускает множественность его интерпретаций. 3