Признаки одарённости охватывают два аспекта поведения одарённого ребёнка: инструментальный и мотивационный. infourok.ru www.maam.ru
Инструментальный аспект характеризует способы деятельности ребёнка. www.maam.ru Некоторые признаки:
- Наличие специфических стратегий деятельности. infourok.ru www.maam.ru Выделяют три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия: infourok.ru
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения; infourok.ru www.maam.ru
- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; infourok.ru www.maam.ru
- выдвижение новых целей деятельности за счёт более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных идей и решений. infourok.ru www.maam.ru
- Сформированность индивидуального стиля деятельности. infourok.ru www.maam.ru Выражается в склонности «всё делать по-своему» и связано с присущей одарённому ребёнку самодостаточной системой саморегуляции. infourok.ru www.maam.ru
- Особый тип организации знаний. infourok.ru Включает высокую структурированность, способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей, свёрнутость знаний и категориальный характер (увлечённость общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). infourok.ru
- Своеобразный тип обучаемости. infourok.ru Одарённые дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению. infourok.ru
Мотивационный аспект характеризует отношение ребёнка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. www.maam.ru Некоторые признаки:
- Повышенная избирательная чувствительность к определённым сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо определённым формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д.). infourok.ru
- Повышенная познавательная потребность. infourok.ru Проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. infourok.ru
- Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлечённость каким-либо предметом, погружённость в то или иное дело. infourok.ru
- Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределённой информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. infourok.ru
- Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству. infourok.ru
Поведение одарённого ребёнка не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. infourok.ru Каждый ребёнок индивидуален и своеобразен. stoppav.ru