Некоторые принципы, которые лежат в основе проведения исследований в специальной психологии:
- Принцип детерминизма. 15 Психические явления обусловлены объективной действительностью и отражают её. 1 Изучение психических явлений предполагает установление причин, вызвавших это явление. 1
- Принцип развития. 1 Все психические явления постоянно изменяются и развиваются в количественном и качественном отношении. 1 Принцип предполагает анализ нарушений с учётом возрастного этапа, на котором оно возникло, и предшествующих отклонений. 1
- Принцип деятельности. 15 Психика формируется в деятельности, в которой создаются и изменяются условия существования отдельных людей и общества в целом. 5
- Принцип единства сознания и деятельности. 15 Сознание — регулятор поведения. 1 При изучении детей с нарушениями в развитии этот принцип реализуется в том, что сознание ребёнка рассматривается как важный критерий уровня его развития. 5
- Принцип комплексности. 15 Предполагает сотрудничество специалистов разного профиля в обследовании детей с нарушениями в развитии. 5
- Принцип системного структурно-динамического изучения. 1 Базируется на идеях Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова о системном подходе в психологии. 1
- Принцип качественного анализа. 1 Предполагает сосредоточение внимания исследователя на действиях ребёнка по выполнению задания и его поведении во время обследования. 1
- Принцип сравнительности. 2 Полученные данные оцениваются при сравнении с нормально развивающимися детьми только при первичной диагностике, для определения степени отклонения. 2
- Принцип динамического изучения ребёнка. 4 Основой для выделения этого принципа является положение Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития ребёнка. 4
- Принцип единства качественного и количественного подходов при оценке психического развития. 4 Предполагает анализ процесса выполнения задания и учёт конечного результата деятельности, при этом учитывается взаимосвязь качественных и количественных показателей. 4