Некоторые принципы, которые лежат в основе проектирования уровней, влияющих на развитие когнитивных навыков:
- Принцип ЭУС (этапы — уровни — ступени), введённый Я. А. Пономаревым. 4 Согласно этому принципу, этапы развития явления трансформируются в структурные уровни его организации и функциональные ступени дальнейших развивающих воздействий. 4
- Принцип взаимодополнительности и взаимоувязанности типов проектирования. 4 Нарушение этого принципа ведёт к деструктивному влиянию одного типа на другой. 4
- Принцип от простого к сложному, например, заложенный в таксономии Блума. 1 Профессор Чикагского университета Бенджамин Блум выделил шесть уровней учебных целей, расположенных в иерархическом порядке. 1 Каждый из них направлен на формирование определённых навыков мышления: на нижних уровнях расположены знание, понимание и применение, на высоких — анализ, синтез и оценка. 1
- Принцип, согласно которому более сложные структуры, возникающие на поздних этапах когнитивного развития, должны занимать в иерархии более высокий статус, быть более мощными. 4