Некоторые принципы, которые лежат в основе исследовательского обучения в современной педагогике:
- Ориентация на познавательные интересы учащегося. 3 Исследование — творческий процесс, который невозможно навязать извне, он рождается только на основе внутренней потребности в познании. 13
- Свобода выбора и ответственность за собственное обучение. 13 Только при условии его реализации образование способно стать адекватным индивидуальным целям личности. 13
- Освоение знаний в единстве со способами их получения. 13 Учащийся должен осваивать не только конечный продукт в виде позитивного знания, но и быть знаком с эволюцией знания, а также с путями и способами его получения. 1
- Опора на развитие умений самостоятельного поиска информации. 1 Главная задача современного образования — не только сообщение знаний, а развитие у ребёнка потребностей и способностей эти знания добывать. 1
- Сочетание продуктивных и репродуктивных методов обучения. 1 Использование исследовательских методов обучения должно сочетаться с применением методов репродуктивных. 1
- Формирование представлений о динамичности знания. 1 Опыт человечества должен представать перед учащимся не как сумма догм, не как свод незыблемых законов и правил, а как живой, постоянно развивающийся организм. 1
- Формирование представления об исследовании как стиле жизни. 1 В исследовательском обучении исследование выступает не просто набором методов и приёмов учения, а является его содержанием и смыслом. 1