В начальной школе рекомендуется применять приёмы технологии развития критического мышления, которые помогают научить детей вдумчиво читать, точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и осмысливать извлечённую информацию. 4
Некоторые приёмы, которые можно использовать:
- «Чтение с остановками». 12 При работе с повествовательным текстом ученики определяют по заглавию, о чём пойдёт речь в произведении, а затем читают его по частям. 2 После каждого фрагмента они высказывают предположения о дальнейшем развитии событий. 2
- «Уголки». 2 Приём применяют при составлении характеристики главного героя произведения. 2 Ученики определяют положительные и отрицательные качества героя и записывают их на доске, а затем доказывают выдержками из текста. 2
- «Логическая цепочка». 2 Приём используют при подготовке к пересказу текста. 2 Ученики выстраивают события в логической последовательности, используя иллюстрации, опорные слова и давая заглавие каждому эпизоду. 2
- «Письмо учителю». 2 Приём применяют на этапах проверки выполнения домашнего задания. 2 Ученики выражают своё отношение к тексту, составляя мини-сочинение о прочитанном произведении. 2
- «Театрализация». 2 Приём направлен на формирование умений выразительно донести характер, чувства, поступки героев. 2 Ученики готовят инсценировку отдельных эпизодов или всего прочитанного произведения. 2
- «Толстые и тонкие вопросы». 12 Приём направлен на формирование умения работать с вопросами к тексту. 2 Ученики самостоятельно составляют вопросы к прочитанному произведению и проводят опрос в классе в виде интервью или викторины. 2
- «Синквейн». 2 Приём универсален, его используют на различных этапах урока. 2 Ученики в пяти строках отмечают черты характера героя, его поведение, определяют главную мысль произведения, подводят итоги и составляют об этом предложение и слово-ассоциацию или синоним. 2
При выборе приёмов технологии развития критического мышления необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, цели и задачи урока, учебный материал. 2