Некоторые принципы, которые используются при разработке программ духовно-нравственного воспитания:
- Принцип гуманизации. 1 Ориентирует учебно-воспитательный процесс на формирование обучающегося, способного к целесообразной деятельности, с установкой на нравственные и правовые нормы. 1
- Принцип интеграции. 1 Отражает взаимодействие теоретической и практической учебной и воспитательной деятельности. 1
- Принцип непрерывности. 1 Вытекает из идеи преемственности содержания, форм и методов воспитания на всех ступенях образования. 1
- Принцип системности. 1 Обеспечивает системную организацию воспитания на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приёмов, средств воспитания, а также организацию различных видов деятельности. 1
- Принцип адаптивности. 1 Предусматривает предоставление обучающимся по возможности широкого выбора направлений деятельности. 1
- Принцип деятельностного подхода. 1 Нацеливает на включённость обучающихся в основные виды деятельности: познавательную, социальную, трудовую, творческую, спортивную. 1
- Принцип культуросообразности. 23 Предполагает воссоздание культуры в содержании образования, обеспечивая направленность образовательного процесса на осознание воспитанниками культуры как пространства личностной, социальной и духовной жизни. 2
- Принцип сочетания опытного и теоретического пути освоения духовно-нравственных ценностей. 2 Ценности присваиваются личностью через поступок, в значимой для других людей деятельности. 2
- Принцип диалогизации. 2 Ценности культуры в своей полноте открываются и осваиваются личностью только в ценностном диалоге. 2
- Принцип персонификации. 24 Ценностное содержание духовно-нравственной культуры народов России раскрывается и осваивается воспитанниками при соотнесении этого содержания с конкретным образом человека. 2