Некоторые принципы чтения художественной литературы, способствующие развитию воображения у подростков:
- Актуализация воссоздающего и творческого воображения. 1 Сочетание вопросов, направленных на работу этих видов воображения, позволяет уточнить видение учениками некоторых эпизодов текста, углубить эмоциональное переживание за счёт внимания к деталям портрета, костюма, обстановки, пейзажа и т. п.. 1
- Использование приёмов актуализации чувственного опыта. 1 К ним относятся вживание в образ, представления, перевоплощения, погружения в стихию. 1
- Применение словесного рисования. 5 Этот приём заключается в создании словесных картин на основе прочитанного художественного текста, а также личных наблюдений и впечатлений детей. 5
- Использование приёма «Тайные мысли». 5 Он помогает «достать» наружу тайные вопросы, которые беспокоят учеников, тайные убеждения, которые они боятся сразу высказать вслух. 5
- Применение наглядных средств. 3 Рекомендуется рассматривать иллюстрации, макеты, модели или натуральные предметы перед чтением текста, чтобы отчётливее представлять себе предмет чтения. 3
- Использование приёмов воображаемой встречи. 5 Учащиеся придумывают диалоги и пытаются разыграть их. 5
Все задания и упражнения на развитие воображения должны быть художественными, то есть идти от изучаемого произведения и представлять собой «малое» искусство, которое направляется к аналитическому постижению произведения. 4