Для анализа мышления у детей и взрослых можно использовать различные примеры из методики «Исключение лишнего», например:
- Задание I-1 («Простые обобщения») — три цветка и кошка. nsportal.ru ppms22.ru Испытуемому нужно указать на изображение кошки и объяснить, почему она лишняя: «Потому что здесь три картинки — цветы, а кошка — не цветок, она лишняя». ppms22.ru
- Задание I-2 («Простые обобщения») — три дерева и цветок. nsportal.ru ppms22.ru Правильный ответ: «Потому что на остальных картинках изображены деревья, а цветок — не дерево». ppms22.ru
- Задание VI-2 («Задачи, имеющие два решения») — корабль, самолёт, вертолёт, ракета. nsportal.ru ppms22.ru Первое решение: «Транспорт и лишняя ракета». nsportal.ru Второе решение: «Корабль плывёт, а остальное летает». nsportal.ru
- Задание VI-3 («Задачи, имеющие два решения») — лезвие бритвы, нож, ножницы, молоток. nsportal.ru ppms22.ru Первое решение: «Всё режущее и молоток». nsportal.ru Второе решение: «Инструменты для работы и лезвие». nsportal.ru
- Задание VII-3 («Задачи с провокацией») — арбуз, чашка, нож и тарелка. nsportal.ru ppms22.ru Правильный ответ: «Тарелка, нож, чашка — это посуда, лишний — арбуз». ppms22.ru
- Задание VII-4 («Задачи с провокацией») — конечности: лапа животного, лапа птицы, нога человека и ухо. nsportal.ru ppms22.ru
Методика «Исключение лишнего» позволяет выявить, например, такое нарушение мыслительной деятельности, как разноплановость, которое может встречаться у детей и подростков. ppms22.ru