Некоторые приёмы, которые способствуют активизации фоновых знаний учащихся перед чтением:
Целенаправленные вопросы по теме текста. urok.1sept.ru Например: «Кто слышал об этом (предмете, событии, явлении)…?», «Где это можно увидеть?», «Что ещё знаете об этом (предмете, явлении, событии)?» и другие. urok.1sept.ru
Прогнозирование. skyteach.ru Ученикам предлагают высказать своё мнение устно или письменно по ключевым темам или главным идеям, содержащимся в текстах, видео и т. д.. skyteach.ru Информация часто представлена в виде списка утверждений, с которыми нужно согласиться или не согласиться. skyteach.ru
Визуальное представление идей. cyberleninka.ru Ученикам предлагают предоставить рисунки к ещё не прочитанному тексту, но с указанием заголовков и подзаголовков. cyberleninka.ru Такие задания предполагают развитие навыков критического мышления, которые важны в процессе чтения. cyberleninka.ru
Приём «Знаю — Хочу узнать — Узнал». kopilkaurokov.ru Например, при изучении творчества А. С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о поэте и его произведениях, что узнали нового о писателе и его творчестве и что хотели бы узнать. kopilkaurokov.ru
Приём «Паутинка ассоциаций». kopilkaurokov.ru Ученики «собирают» слова, которые имеют к главному слову непосредственное отношение. kopilkaurokov.ru Этот приём стимулирует учащихся к высказыванию дополнительных идей. kopilkaurokov.ru
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.