Некоторые приёмы рефлексии, которые могут быть полезны при оценке эффективности уроков:
- «Поляна». 1 На доске — поляна из цветов, над каждым цветком — этап урока. 1 Перед каждым учеником — бабочка. 1 Ученики прикрепляют свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности им понравился больше всего. 1
- «Маятник настроения». 1 Ученикам предлагают две картины с изображением пейзажа. 1 Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, весёлым. 1 Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. 1
- «Восхождение на пик знаний». 14 Ученикам дают карточку с изображением горы. 14 Если они считают, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в изученной теме, то рисуют себя на вершине горы. 14 Если осталось что-то неясно, рисуют себя ниже. 14
- «Облако тегов» (или радуга). 1 Ученикам предлагают предложения, которые необходимо дополнить. 1 Каждый ученик выбирает по 1–2 предложения и заканчивает их. 1
- «Черно-белый и цветной кадр». 1 Ученикам предлагают нарисовать два рисунка: один черно-белый (негативное событие), другой — цветной (самое удачное событие). 1 Эти рисунки необходимо расшифровать. 1
- «Три М». 14 Ученикам предлагают назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. 14
- «Микрофон». 1 Ученики по очереди дают аргументированный ответ на вопросы учителя. 1 Например, о том, какова тема урока, достигли ли они его целей, что делали на уроке и т. д.. 1
- «Дерево чувств». 3 На доске прикрепляют дерево и яблоки разных цветов. 3 Если урок прошёл успешно, с хорошим настроением и всё было понятно, ребёнок вешает яблоко зелёного цвета. 3 Если были проблемы — красного. 3