Некоторые приёмы работы с текстом, способствующие развитию критического мышления:
Кластер. pedsovet.org lala.lanbook.com В центре доски или листа бумаги записывается ключевое понятие. pedsovet.org С помощью линий или стрелок с ним соединяются понятия «второго уровня» — то есть возникающие идеи или ассоциации. pedsovet.org
Корзина идей. pedsovet.org Учитель обозначает ключевое понятие изучаемой темы. pedsovet.org За определённое время дети придумывают, а учитель — записывает как можно больше слов или выражений, которые с ним связаны. pedsovet.org
Дерево предсказаний. pedsovet.org В начале занятия ученики высказывают предположения по его проблеме или теме и предлагают свои аргументы. pedsovet.org Учитель визуализирует все идеи на доске в виде дерева, где ствол — это тема, ветки — идеи учеников, листва — аргументы для этих предположений. pedsovet.org В конце урока класс возвращается к «дереву предсказаний», чтобы проверить, оправдались ли догадки. pedsovet.org
Чтение с остановками. pedsovet.org На стадии вызова дети знакомятся с заглавием текста и информацией об авторе и делают предположения, о чём будет текст. pedsovet.org На стадии осмысления — читают текст небольшими отрывками, обсуждают содержание каждого и прогнозируют развитие сюжета. pedsovet.org Чтение необходимо периодически прерывать и задавать вопросы разных уровней. pedsovet.org
«Фишбоун». pedsovet.org Эта графическая техника помогает структурировать разбор информации в виде рыбьего скелета. pedsovet.org Голова — ключевой вопрос темы, верхние косточки — основные понятия, нижние — суть понятий, хвост — краткий ответ на вопрос. pedsovet.org
Таблица «Плюс — минус — интересно». pedsovet.org Этот приём формирует навыки анализа и классификации. pedsovet.org Когда дети заполняют такую таблицу, они учатся работать с информацией, не искажая её смысла. pedsovet.org Таблица состоит из трёх столбцов. pedsovet.org В графу «Плюс» записываются те факты, которые отвечают на вопрос «Что в этом хорошего?». pedsovet.org В графу «Минус» — все данные, которые отвечают на вопрос «Что в этом плохого?». pedsovet.org В графе «Интересно» ученики записывают факты и мысли, которые удивили и запомнились им самим («Что в этом интересного?»). pedsovet.org
«Таблица ЗХУ: знаю, хочу узнать, узнал». pedsovet.org На стадии вызова ученики заполняют первые части таблицы — «Знаю» и «Хочу узнать». pedsovet.org На стадии осмысления сравнивают имеющиеся и вновь полученные знания. pedsovet.org На стадии рефлексии, после обсуждения текста, заполняют третью графу таблицы — «Узнал». pedsovet.org
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.