Некоторые приёмы работы с текстом, которые способствуют развитию аналитического мышления у школьников:
Метод «тройного чтения». ust.kz Предполагает последовательную работу с текстом на трёх уровнях: первичное ознакомление (выделение ключевых слов и общего смысла), углублённый анализ (работа со структурой текста, выявление связей между частями) и критическое осмысление (оценка достоверности информации, формулирование собственной позиции). ust.kz
Стратегия «диалог с текстом». ust.kz Предполагает активное взаимодействие читателя с текстовым материалом через систему вопросов и комментариев. ust.kz Школьники учатся задавать вопросы к тексту, прогнозировать дальнейшее развитие мысли, выдвигать и проверять гипотезы, находить противоречия и неясности. ust.kz
Метод «поиска ключевых слов». nsportal.ru Ученикам предлагают выделить ключевые слова в тексте и объяснить, почему они выбрали именно эти слова. nsportal.ru Такой подход помогает стимулировать мышление учеников и повышает их интерес к тексту. nsportal.ru
Метод «анализа контекста». nsportal.ru Ученикам предлагают определить значение слова или фразы на основе контекста, в котором они используются. nsportal.ru Этот подход помогает формировать навыки анализа текстовых материалов, что способствует развитию аналитических способностей учеников. nsportal.ru
Метод «сравнительного анализа». nsportal.ru Ученикам предлагают сравнить два литературных произведения, выделить их основные сходства и отличия, а также объяснить свою точку зрения по поводу того, какое произведение им понравилось больше. nsportal.ru
Метод «постановки вопросов». nsportal.ru Вопросы задаются ученикам после прочтения текста или разбора грамматической конструкции. nsportal.ru Вопросы должны быть построены таким образом, чтобы ученики были вынуждены думать о содержании текста или грамматической конструкции более глубоко. nsportal.ru
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.