В художественной литературе, как и в других текстах, для пунктуационного выделения обособленных приложений могут использоваться разные приёмы, например:
- Использование тире вместо запятой. 14 Это происходит, когда приложение находится в конце предложения, подчёркивается его самостоятельность и/или оно разъясняет определяемое слово. 1 Пример: «Кстати, семья хозяина состояла из жены, тёщи и двух детей-подростков — /мальчика и девочки/» (Ф. Искандер). 1
- Применение парцеллированной конструкции. 2 В таких случаях распространённые или нераспространённые приложения, стоящие после определяемого слова, отделяются точкой и занимают самостоятельную позицию. 2 Пример: «Чуть жёлтый по наружным стенам и бурый по крыше дом скромно жмурился и покорно уходил в землю между глухими торцами двух панельных сооружений». 2
- Использование разных знаков препинания. 2 В предложениях, в которых приложения сочетаются друг с другом, возможна постановка разных знаков препинания (запятых и тире). 2 Пример: «В школе мы познакомились с Беллой, соседкой мистера Фокса, — маленькой белочкой». 2
- Использование обособления с помощью присоединительных слов. 2 К ним относятся, например, «то есть», «или» (в значении «то есть»), «даже», «в особенности», «по происхождению», «по фамилии», «по прозвищу», «родом». 2 Пример: «Я вспомнил, что у меня был товарищ, очень прыткий мальчик, /по фамилии Менандр Прелестнов/, который ещё в университете написал сочинение на тему „Гомер как поэт, человек и гражданин“…» (М. Салтыков-Щедрин). 1