Несколько приёмов, которые помогают развивать рефлексивное чтение у студентов:
«Лови ошибку». multiurok.ru Эффективен на этапе актуализации знаний перед прохождением нового материала. multiurok.ru Студентам предлагают текст с ложной информацией, а их задача — найти допущенные ошибки. multiurok.ru
«Условные значки» (INSERT). multiurok.ru umcro.edummr.ru Во время работы над текстом студенты делают на полях пометки условными знаками: «+» — новая информация, «v» — известная, «—» — противоречивые данные, «?» — недостаточно данных. multiurok.ru
«Таблица синтеза». elib.cspu.ru Приём направлен на осознанное восприятие текста, глубокое осмысление главной проблемы и её анализ. elib.cspu.ru После первого прочтения текста студенты заполняют первый и второй столбец таблицы, а затем, анализируя ключевые моменты текста, заполняют третий. elib.cspu.ru
«Двойной дневник». multiurok.ru umcro.edummr.ru При первичном восприятии текста студенты параллельно записывают личные комментарии к событиям, происходящим в тексте, в таблицу. multiurok.ru
«Синквейн». multiurok.ru Применяется как творческий итог прочитанного, изученного материала. multiurok.ru Имеет структуру: пять строк, количество слов в каждой строке строго регламентировано. multiurok.ru
«Интеллектуальная карта» (Mind Map). elib.cspu.ru Распространённая форма задания после чтения объёмного текста. elib.cspu.ru Заполняя интеллектуальную карту, студенты лучше понимают, запоминают материал и анализируют основные моменты текста. elib.cspu.ru
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.