Некоторые приёмы, которые можно использовать на разных этапах урока для формирования познавательных универсальных учебных действий:
На организационном моменте: 1
- Необычное знакомство с планом урока. 1 Например, можно провести устный счёт, чтобы показать умение решать в уме. 1
- Право на защиту. 1 Ученик может подойти и попросить не спрашивать его, при этом необязательно объяснять причину неготовности. 1
При определении темы, цели и задач урока: 1
- Проблемный диалог. 1 Нужно создать проблемную ситуацию. 1
В ходе практической деятельности обучающихся и осуществления коррекции: 1
- Опрос «по цепочке». 1 Нужно жестом прервать рассказ одного ученика и предложить продолжить его другому. 1
- Работа в паре или группе. 1 Группы или пары получают одно и то же задание или разные, но работают на общий результат. 1
- «Лови ошибку». 12 Ученики получают предложение или выражение с допущенными ошибками и должны исправить их. 1
- «Отсроченная реакция». 1 Нужно приучить обучающихся к небольшой паузе между вопросом и ответом, не разрешать выкрикивать с места. 1
При осуществлении контроля: 1
- Тренировочная контрольная работа. 1 Отметки в журнал ставятся только по желанию учеников. 1
- Блиц-контрольная работа. 1 Письменный опрос проводится в быстром темпе в течение 7–10 минут. 1
- Взаимоопрос. 1 В течение 3–5 минут обучающиеся опрашивают друг друга. 1
На этапе оценивания: 1
- Райтинг. 1 Завершив работу, ученик сам ставит себе оценку, затем её оценивает учитель. 1
- Знакомство с критериями оценивания. 1 Нужно познакомить школьников с критериями оценивания или договориться с обучающимися о критериях оценивания. 1
На этапе рефлексии: 1
- «Мордашки». 1 Ученики в дневниках рисуют своё эмоциональное состояние смайликами, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение. 1
- Невербальное управление. 1 С помощью ладони и ручки показывают уровень активности на уроке: чем выше активность, тем выше ручка. 1
- Опрос-итог. 1 В конце урока задаются вопросы, побуждающие к рефлексии. 1
При подготовке домашнего задания: 1
- Задание массивом. 1 Ученикам предлагается сразу много заданий в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. 1 Каждый школьник должен выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговорённого минимального объёма задания. 1
- Обсуждение домашнего задания. 1 Вместе со школьниками ищут ответ на вопрос, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был закреплён качественно. 1