Некоторые приёмы, которые можно использовать для улучшения структуры рассуждения в научном тексте:
- Обозначение слова-темы в начальных предложениях и его периодическое повторение в тексте. 1
- Композиционный зачин. 1 В первом предложении сообщается о коммуникативном намерении автора путём введения в проблему, выдвижения гипотезы, обозначения цели исследования, формулирования тезиса, определения основного понятия. 1
- Использование ключевых слов. 1 Это слова или словосочетания, несущие наибольшую смысловую нагрузку. 1 Как правило, они присутствуют в заголовке, первом предложении текста, а также в начальных предложениях каждого абзаца. 1
- Обозначение логики изложения. 1 Для этого можно использовать вводные слова в начале каждого абзаца (во-первых, во-вторых, итак, таким образом), оппозиционные фразы, классификационные конструкции, рубрикацию, нумерацию. 1
- Применение приёмов анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, аналогии. 1
- Использование разнообразных метатекстовых связок (поэтому, однако, значит, вероятно, в связи с этим, в дальнейшем и т. п.) и речевых клише (воспользуемся выводом, предположим противное; допустим, что; как выяснилось и т. п.). 1
- Конструкции выражения авторской позиции (на мой взгляд, каждому очевидно, можно не сомневаться в том, что…; думается, что… и т. п.). 1
Также для повышения ясности научного текста можно использовать визуализацию данных. 2 Хорошо составленный график или диаграмма могут передавать информацию более кратко и интуитивно, чем страница текста. 2