Некоторые приёмы, которые можно использовать для развития самоопределения и самосознания у учеников:
- Групповые и коллективные методики. 1 Они помогают сформировать социальную активность и развить коммуникативный потенциал. 1
- Проблемные, поисковые и исследовательские методы. 1 Они способствуют развитию творческого потенциала, самопознанию и самореализации. 1
- Обсуждение афоризмов-парадоксов. 3 Позволяет с новой, неожиданной стороны рассмотреть нравственные проблемы. 3
- Анализ проблемных вопросов. 3 Рассматриваются вопросы, в которых чётко просматривается противоречие между чем-то известным и новым или иным взглядом на общеизвестное. 3
- Упражнение «Колесо жизненного баланса». 3 Учитель совместно с учениками определяет главные сферы жизни школьника и даёт пояснения по каждой из них. 3 Затем дети ставят оценки положению дел в той или иной области. 3
- Упражнение «Поляна позитива». 4 На общем листе предлагается каждому по очереди или вместе нарисовать что-нибудь доброе, положительное, хорошее. 4
Также для развития самоопределения и самосознания у учеников можно использовать такие формы работы, как фестивали, турниры, викторины, спектакли, концерты, путешествия и творческие экспедиции, исследовательская работа. 1