Некоторые приёмы, которые можно использовать на уроках русского языка для развития внимательности школьников:
- Минутка чистописания. 14 В основе таких заданий лежит приём нахождения среди спрятанных букв определённой буквы для чистописания. 14 Это позволяет развивать произвольную память и учить концентрировать внимание на определённом предмете. 1
- Работа с таблицами и схемами. 1 Цель таких заданий — развитие зрительной памяти и умения сосредотачивать внимание. 1 Например, можно предложить ученикам найти спрятанные названия животных в таблице. 1
- Корректурные задания. 12 Школьникам предлагают находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте. 1 Такие упражнения помогают развивать концентрацию внимания и состояние внутреннего сосредоточения. 1
- Выборочный диктант. 2 Позволяет ускорить темп работы и сосредоточить внимание на нужной орфограмме. 2 Можно, например, предложить ученикам выписать однокоренные слова из прослушанного стихотворения или из загадки выписать слова с безударной гласной. 2
- Приём обнаружения ошибок в тексте. 2 Позволяет развивать индивидуальное внимание учащихся и автоматизировать действия контроля. 2 Ошибки могут быть разными: подмена букв, слов и понятий в предложении, элементарные смысловые ошибки. 2
- Игра «Пишущая машинка». 14 Каждому ребёнку присваивается буква алфавита в зависимости от изучаемой орфограммы. 14 Затем дети, которым присвоены буквы, хлопают в ладоши (по одному хлопку) в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове. 14 Когда слово «напечатано» полностью, все дети хлопают в ладоши. 14
- Упражнение «Придумай слово». 35 Цель — тренировка объёма внимания. 35 Учитель кидает мяч каждому из учащихся, предлагая назвать как можно больше слов на предложенный им звук. 35