Некоторые приёмы, которые можно использовать для формирования познавательных универсальных учебных действий:
- «Фантастическая добавка». 1 Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой: может придумать фантастическое растение или животное, перенести литературного героя во времени и так далее. 1
- «Лови ошибку». 15 Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. 15 Ученики заранее предупреждаются об этом, могут даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. 1
- «Повторяем с контролем». 1 Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному материалу. 1 Затем одни дети задают свои контрольные вопросы, другие на них отвечают в парах. 1
- «Свои примеры». 1 Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. 1
- «Пересечение тем». 1 Ученики подбирают свои примеры, задачи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой. 1
- Игровая учебная деятельность. 1 Можно использовать игры-тренинги, которые помогают растормошить скуку и однообразие. 1
- Творческие задания. 1 Например, разработка кроссвордов, тематических сборников интересных фактов, учебных комиксов, сказок, басен, плакатов-опорных сигналов и так далее. 1
- Моделирование. 24 Это наглядно-практический приём, включающий создание моделей и их использование. 2 Он развивает мышление, воображение, конструктивные умения, творческую инициативу, эстетический вкус. 2