Некоторые приёмы, которые можно использовать для анализа лирического произведения в сочинении ЕГЭ:
- Определение темы и жанра. 13 Можно отнести стихотворение к любовной, пейзажной, дружеской или философской лирике. 1 Также важно указать жанровые особенности произведения (элегия, баллада, исповедь и т. д.). 3
- Анализ сюжета. 15 В лирическом стихотворении сюжет заключается в развитии чувств, мыслей, переживаний лирического героя. 5 Нужно проследить, как этот процесс происходит по строфам произведения. 5
- Изучение средств художественной выразительности. 1 К ним относятся тропы (метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, ирония и т. д.) и фигуры (инверсия, анафора, повтор и др.). 1
- Анализ лирического героя. 13 Нужно описать его внутренний мир, чувства, переживания, отношение к жизни (миру, природе, искусству, любви и т. д.). 1
- Изучение особенностей построения. 3 Можно рассмотреть единое целое, деление на части, главки, строфы, а также соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя. 3
- Анализ лексики. 35 Можно рассмотреть особенности лексики (бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). 3
- Изучение смысла названия. 3 Также важно определить адресат поэтического послания и, если возможно, идею стихотворения. 3
- Анализ значения произведения. 3 Можно рассмотреть значимость стихотворения для современников и для сегодняшнего читателя, а также его общечеловеческую значимость. 3
Нет универсального «ключа» к любому стихотворению, и каждый лирический текст может требовать разных приёмов анализа. 3