Несколько приёмов, которые можно использовать для активизации дискуссии на занятиях:
- Установка правил ведения дискуссии. 1 Если учитель и ученики заранее договорятся о том, как вести себя во время обсуждения, меньше времени потребуется на решение организационных и дисциплинарных проблем. 1
- Эмоциональное начало. 1 Учитель может прочесть небольшой яркий текст, добровольцы могут разыграть небольшую сценку. 1 Также можно показать видеофрагмент (например, эпизод из художественного или специального учебного фильма). 1
- Использование карточек-сигналов. 1 Для каждого участника дискуссии готовится набор карточек-сигналов: зелёная карточка показывает согласие с говорящим, красная — несогласие, карточка со знаком вопроса — желание задать вопрос, с восклицательным знаком — высказаться самому. 1
- Деление группы на микрогруппы. 4 В подгруппе обсуждают проблему, находят её решение и на совещании всей группы докладывают о результатах. 4
- Дискуссия «по углам». 5 До начала чтения текста или изучения новой темы ученикам дают несколько спорных утверждений, которые связаны с материалом урока. 5 Затем класс разделяют на четыре части-угла: тех, кто абсолютно согласен с утверждением, кто согласен в целом, не согласен или абсолютно не согласен. 5 После внесения утверждения ученикам дают минуту, чтобы они могли подумать о своей позиции. 5 Затем объединяют группы по наиболее близким друг к другу углам и дают им обсудить утверждение вместе в течение двух-четырёх минут. 5 После этого вызывают по представителю от каждого угла и обсуждают утверждение всем классом. 5
- «Тихие» дискуссии. 5 На стенах кабинета вешают несколько пустых листов бумаги (или ватмана), на каждом из них пишут по вопросу по теме урока. 5 Ученики по очереди проходят от одного «плаката» к другому и записывают свои ответы. 5 Они могут возвращаться и дополнять свои мысли позже (или комментировать чужие ответы). 5
- Музыкальные дискуссии. 5 Учитель включает музыку, ученики в это время ходят по классу. 5 Когда музыка останавливается, каждый ученик должен обратиться с вопросом к ближайшему однокласснику. 5