Некоторые приёмы, которые используются в русской литературе для создания пространственных эффектов:
- Использование художественных топонимов. dzen.ru Это названия мест действия, которые могут быть реальными и вымышленными. dzen.ru Например, в произведениях Пушкина, Достоевского, Гоголя описываются Петербург, в «Мастере и Маргарите» — Москва. dzen.ru
- Применение пейзажа. dzen.ru Это распространённый способ создания пространственного образа. dzen.ru Пейзаж может быть объективно-изобразительным, психологическим или символическим. dzen.ru Например, в «Войне и мире» Л. Н. Толстой дважды описывает дуб, и этот пейзаж отражает два состояния души Андрея Болконского — до и после встречи с Наташей Ростовой. dzen.ru
- Использование языковых средств. multiurok.ru spravochnick.ru К ним относятся, например:
- Существительные с пространственным значением. spravochnick.ru Часто возникающие пространственные образы рождают систему общих топосов — дом, сад, дорога, море, горы и прочее. spravochnick.ru
- Местоимения и местоименные наречия, указывающие на пространственные направления. spravochnick.ru
- Прилагательные с пространственным значением (например, «близкий» / «далёкий», «левый» / «правый», «северный» / «южный»). spravochnick.ru
- Глаголы, передающие семантику положения объектов (субъектов) в пространстве либо движения со смысловым оттенком локализации. spravochnick.ru
- Идиомы с локативной семантикой (например, «послал куда Макар телят не гонял», «у чёрта на куличках» и прочее). spravochnick.ru
- Изменение ракурса изображения. infourok.ru Для создания образа пространства важную роль играет точка, из которой описывается пространство. infourok.ru Эта точка может быть неподвижной, может двигаться в пространстве. infourok.ru
Также для создания пространственных эффектов в литературе используют метафоры и сравнения, содержащие пространственные образы. multiurok.ru