Некоторые приёмы, которые используются для развития связной речи в средней группе детского сада:
- Рассматривание и рассказ по картине. 1 Предварительная беседа создаёт эмоциональный настрой и позволяет детям использовать свой личный опыт. 1 Вопросы воспитателя помогают выделять в картине главное и отмечать яркие детали, побуждают отвечать развёрнуто и связно. 1
- Совместное рассказывание. 3 Воспитатель начинает предложение, а ребёнок заканчивает. 3
- Составление описания по опорным схемам. 1 Например, на занятии на тему «Овощи» дети отгадывают загадки, играют в игру «Что растёт на огороде?», рассматривают муляжи и отвечают на вопросы, а потом каждый описывает свой овощ при помощи символов на схеме. 1
- Пересказ литературных произведений. 2 Сначала дети слушают сказку и отвечают на вопросы по содержанию простыми предложениями. 1 Затем вместе рисуют сказку, а потом выкладывают последовательность событий мнемокартинками и с опорой на эти картинки рассказывают сказку. 1
- Дидактические игры и упражнения. 2 Например, «Что сначала, что потом», «Исправь ошибку», «Расскажите по цепочке», «Разложи правильно», «Добавь слово». 2 Они формируют у детей умение выделять начало и конец действия, правильно называть их, закрепляют представления о структуре связного высказывания и развивают умение выстраивать сюжет. 2
- Театрализованные игры. 1 Играя в настольный театр, ребёнок может проговаривать сюжет сказки, примеряя интонационную выразительность, присущую разным героям. 1