Для разрешения неустойчивых интервалов в музыке используют принцип ладового тяготения — переход неустойчивых звуков интервала в ближайшие устойчивые звуки лада. 4
Есть несколько приёмов разрешения в зависимости от ситуации: 4
- Если в интервале оба звука неустойчивые. 34 Оба неустойчивых звука должны разрешиться — при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки. 4 Уменьшенные интервалы при разрешении суживаются, увеличенные — расширяются. 4
- Если в интервале один звук неустойчивый, а другой устойчивый. 34 Устойчивый звук при разрешении остаётся на месте, а неустойчивый разрешается, переходя в ближайший устойчивый звук. 4
- Разрешение секунд. 4 Даже если нижний звук является устойчивым, возникает диссонанс. 4 При разрешении секунды следует опустить нижний звук на одну ступень и разрешить получившуюся терцию согласно принципу ладового тяготения. 4
- Разрешение септим. 4 В септиме диссонирует верхний звук (даже если верхний звук устойчивый). 4 При разрешении септимы следует опустить верхний звук на одну ступень и разрешить получившуюся сексту по правилу ладового тяготения. 4
Для некоторых интервалов, например секунд на V и VII ступени, используют косвенное разрешение. 1 Суть его в том, чтобы сначала перевести диссонансный интервал в консонансный, а потом уже разрешить по правилу ладового тяготения. 5