Некоторые приёмы, которые используют для повышения интереса читателя к научно-познавательным текстам:
Составление плана текста. eduherald.ru oso.rcsz.ru Текст делят на логически законченные части, в каждой из которых выделяют главную мысль. eduherald.ru План можно составлять в форме вопросов, назывных предложений, цитат. eduherald.ru
Приём «Инсерт». eduherald.ru Учеников знакомят с рядом маркировочных знаков и предлагают им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. eduherald.ru Знаком «галочка» отмечают информацию, которая уже известна ученику, а знаком «плюс» — новое знание. eduherald.ru
Постановка вопросов. eduherald.ru oso.rcsz.ru Познавательные вопросы направлены на выяснение причин и установление связей, они часто начинаются со слов «почему», «отчего», «зачем», «для чего». eduherald.ru
Литературные игры. eduherald.ru oso.rcsz.ru Например, «Познавательный бой» (дети составляют дома вопросы по материалам прочитанных книг, а на уроке устраивают «бой» между командами), «Слушай лучше» (учитель читает познавательное произведение, дав детям установку на выделение и запоминание познавательного материала). oso.rcsz.ru
Создание проблемной ситуации. cyberleninka.ru Например, ребёнку предлагают проработать название произведения, выяснить, в чём загадка, почему именно такое название. cyberleninka.ru Также можно ставить перед собой вопросы, на которые учитель сознательно не даёт ответа, а лишь предлагает обратиться к поиску ответа в научно-познавательной книге. cyberleninka.ru
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.