Некоторые приёмы, которые используют для обучения школьников разбору предложений:
- Работа над интонацией. 1 Тренировочные упражнения в прочитывании предложений с различными интонациями и обозначении этих интонаций на письме при помощи знаков препинания. 1
- Вычленение предложений из потока речи. 1 Для отработки этого умения используется графический диктант, при котором ученики, слушая текст, графически обозначают количество предложений, их целевую и интонационную характеристику. 1
- Распространение предложений. 1 На первых порах полезно проводить с указанием того, какой член предложения следует распространить. 1
- Восстановление деформированного предложения. 12 Восстановление начинается с подбора слов для основы предложения, затем с помощью вопросов восстанавливаются остальные словосочетания. 1
- Редактирование предложений. 1 Восстановление правильных границ предложения или порядка его членов, а также завершение незаконченных фраз. 1
- Анализ предложения и составление его схемы. 12 При анализе предложения выделяются основа предложения, затем второстепенный член, поясняющий подлежащее, второстепенный член, поясняющий сказуемое, и второстепенный член, поясняющий другой второстепенный член предложения. 2
- Составление предложений по данной учителем схеме или по вопросам. 2 Например: Где? Что делают? Кто?. 2
- Составление рассказа с последующим анализом предложений определённой структуры. 2 Выделяются предложения, которые начинаются с подлежащего, со сказуемого, с второстепенного члена. 2 Выясняется, почему такой порядок слов в предложении целесообразно использовать. 2