Возможно, имелись в виду некоторые из следующих методов нормирования педагогической нагрузки и их особенности:
- Использование нормативов и единых (типовых) норм. 4 Образовательные организации, факультеты и кафедры, а также рабочие группы могут рассчитывать и устанавливать нормы времени, выработки, численности, а также нормированные задания. 4
- Оплата по фактическим трудозатратам. 4 Для такого подхода требуется обоснование, основанное на объективных причинах отклонений, и доказательное подтверждение отклонения фактических трудозатрат от нормативных. 4
- Изменение соотношения численности учащихся на единицу ставки преподавательского состава. 5 Такой метод позволяет сохранить соотношение аудиторной и внеаудиторной работы преподавателя, но приводит к увеличению численности персонала преподавательского состава и, как следствие, к росту расходов на оплату труда. 5
Нельзя однозначно сказать, какие методы нормирования педагогической нагрузки лучше и в чём их преимущества и недостатки. Однако есть мнение, что идеальной может стать такая система нормирования, которая обеспечит, с одной стороны, справедливое с точки зрения норм времени распределение всех видов учебных и внеаудиторных работ, а с другой стороны, высокий уровень мотивации преподавателя к стремлению улучшить свои профессиональные навыки и получить адекватное вознаграждение за свой творческий труд. 5