Включённое наблюдение предусматривает активное участие исследователя в учебно-воспитательном процессе, невключённое — наблюдение со стороны, где исследователь является лишь свидетелем происходящего. infourok.ru www.prodlenka.org
Преимущества включённого наблюдения:
- возможность вскрыть глубинные особенности педагогического процесса, которые недоступны наблюдению «со стороны»; infourok.ru www.prodlenka.org
- исследователь становится частью изучаемой среды и глубже понимает поведение участников. www.work5.ru
Недостатки включённого наблюдения:
- невозможна текущая регистрация всех событий, так как исследователь вынужден всё фиксировать после занятий, на память; infourok.ru www.prodlenka.org
- при длительном участии в занятиях у исследователя может наступить привыкание, и он начнёт мыслить категориями занимающихся, утратит свежесть восприятия; infourok.ru www.prodlenka.org
- требуется определённое время привыкания коллектива занимающихся к исследователю. infourok.ru www.prodlenka.org
Преимущества невключённого наблюдения:
Недостатки невключённого наблюдения: