Полная инклюзия в дошкольном образовании предполагает, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещают детский сад наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному маршруту. 4
Преимущества:
- адаптация и интеграция в социум при наличии специально созданных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ; 2
- общение детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками; 2
- воспитание отзывчивости у здоровых детей; 2
- полноценное образование. 1
Недостатки:
- работа педагога с учащимися на уроке одновременно по двум программам; 2
- высокие требования к квалификации и уровню профессионализма учителя, который одновременно должен выступать в качестве педагога-дефектолога, а также хорошо владеть технологией дифференцированного обучения; 2
- трудности организации интегрированного обучения в основном звене, где функцию дефектолога должны взять на себя учителя-предметники. 2
Частичная инклюзия предполагает, что дети с ОВЗ частично включаются в общеразвивающую группу детского сада, в сопровождении тьютора. 4
Преимущества:
- индивидуальный подход к обучению; 2
- создание вариативной развивающей среды; 2
- проведение совместных мероприятий с нормально развивающимися сверстниками, например, не реже 2-х раз в месяц. 2
Недостатки:
- отсутствие квалифицированного персонала, обученного для сопровождения детей с особыми потребностями; 2
- стандартная программа обучения часто не позволяет некоторым детям с особыми потребностями продолжать образование с определённого этапа (не подходит и поэтому требует доработки и модернизации). 2