Некоторые практические шаги, которые можно предпринять для поддержки детской инициативы в образовательной среде:
- Создать атмосферу комфорта. 3 Каждый ребёнок, независимо от уровня развития и личностных качеств, должен чувствовать себя комфортно в группе. 3
- Уделять внимание развитию интереса к окружающему миру. 2 Поощрять желание ребёнка получать новые знания и умения, задавать познавательные вопросы. 2
- Организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребёнка. 2 Побуждать детей к применению знаний и умений при выборе способов деятельности. 2
- Расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития детей область задач, которые ребёнок способен и желает решить самостоятельно. 2
- Поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребёнка в образовательной организации, используя приёмы поддержки, одобрения, похвалы. 2
- Создавать условия для развития произвольности в деятельности. 2 Использовать игры и упражнения, направленные на тренировку волевых усилий, поддержку готовности и желания ребёнка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата. 2
- Поощрять и поддерживать желание детей получить результат деятельности. 2 Обращать внимание на важность стремления к качественному результату. 2
- Внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к её дозированию. 2
- Поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчёркивать рост возможностей и достижений каждого ребёнка, побуждать к проявлению инициативы и творчества. 2
Для поддержки детской инициативы также можно использовать проектную деятельность, сюжетно-ролевые игры, сказкотерапию, кейс-технологию, экспериментирование и другие методы. 3