Некоторые практические действия с совокупностями предметов, которые помогают детям понять математические отношения:
- Сравнение групп предметов. 34 Дети учатся сопоставлять элементы одного множества с элементами другого, различать равенство и неравенство групп предметов. 5 Например, можно выяснить, поровну ли кукол и чашек, зайчиков и морковок, каких предметов больше (меньше) — вёдер или совочков, синих или красных кружков. 3
- Группировка предметов по признакам. 3 Дети учатся образовывать группы предметов по одному, а затем и по 2–3 признакам — цвет, форма, размер, назначение и другие. 3 Группировка предметов по признакам вырабатывает у детей умение сравнивать, осуществлять логические операции классификации. 3
- Приём наложения. 4 Этот приём позволяет обнаружить сходство и различие по количеству, размеру, форме, цвету и другим признакам. 4 Например, чтобы узнать, поровну ли конфет и печений, дети на каждое печенье накладывают по одной конфете. 4
- Упорядочивание предметов. 4 Дети сравнивают отдельные предметы и группы предметов по разным свойствам, разбивают совокупности на группы (классы) по признакам и свойствам. 4
- Деление предметов на части. 5 Дети устанавливают отношения между целым и частью: часть меньше целого, целое больше части. 5 Например, один предмет делят на две равные части, другой — на четыре, а затем соединяют части вместе, чтобы получить целый предмет. 5