Некоторые показатели, которые свидетельствуют о готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению:
- Мотивационно-ценностная готовность. 3 Включает наличие мотивов выбора профессии, положительное отношение к ситуации выбора, активную позицию ученика в процессе принятия решения, личностную зрелость, сформированность системы ценностей, адекватную самооценку личности и другие. 3
- Когнитивная готовность. 3 Проявляется во владении информацией об успешном профессиональном самоопределении, полноте и дифференцированности знаний о профессиях, специфике будущей профессии, знании своих индивидуальных особенностей и путей развития профессионально важных качеств. 3
- Деятельностно-практическая готовность. 3 Включает умение ставить цель выбора профессии и составлять программу действий для её достижения, самоанализ имеющихся вариантов выбора профессии, самоконтроль и коррекцию профессиональных планов, самоактуализацию потенциальных возможностей. 3
- Знание основ. 1 Старшеклассники должны знать свои профессионально важные качества в соответствии с избранным профилем обучения, пути продолжения образования и будущей профессиональной карьеры, основы правового регулирования в сфере труда, мифы, стереотипы и социальные деформации в мире труда и профессий. 1
- Участие в социальных и профессиональных практиках. 1 Старшеклассники должны участвовать в практиках в контексте избранной профессиональной сферы. 1
- Адекватное самооценивание. 1 Старшеклассники должны адекватно оценивать уровень своей готовности к получению профессионального образования и последующей профессиональной деятельности. 1