Некоторые подходы в образовании, способствующие развитию детской инициативы:
- Вариативность. 4 У ребёнка должна быть возможность для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации. 4
- Деятельность. 4 Педагог создаёт условия для стимулирования детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности. 4
- Креативность. 4 Создание ситуаций, в которых ребёнок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность. 4
Некоторые методы и приёмы, способствующие поддержке детской инициативы:
- уважение индивидуальных вкусов и привычек детей; 1
- выбор оптимального уровня нагрузки в соответствии со способностями и возможностями ребёнка; 1
- поощрение, похвала, подбадривание; 1
- обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога; 1
- положительная оценка как итогового, так и промежуточного результата; 1
- проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребёнка; 1
- косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить); 1
- отсутствие запрета на выбор партнёра для действия, игры, роли; 1
- предложение альтернативы (другого способа, варианта действия); 1
- создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учётом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. 1