В современной педагогике существует несколько подходов к определению понятия «исследовательские умения»: tsutmb.ru top-technologies.ru
- В. П. Ушачёв считает, что исследовательские умения — это способность выполнять умственные и практические действия, соответствующие научно-исследовательской деятельности, на основе знаний и умений, которые приобретаются в процессе изучения основ наук. tsutmb.ru
- Н. В. Сычкова утверждает, что исследовательские умения — это приобретённые на основе методологии, методики и техники способности выполнять различные виды научно-педагогической деятельности. tsutmb.ru К своему определению она относит умения и навыки работы с научной литературой, умения наблюдать и анализировать педагогические явления, а также формулировать гипотезу и другие аспекты научно-исследовательской деятельности. tsutmb.ru
- И. А. Зимняя и Е. А. Шашенкова утверждают, что исследовательские умения — это способность самостоятельных наблюдений, опытов, поисков, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач. tsutmb.ru
- С. И. Брызгалова считает, что исследовательские умения — это способы реализации отдельной деятельности. tsutmb.ru
- Н. Н. Сандалова полагает, что исследовательские умения — это совокупность теоретических знаний об исследовании и практических действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), позволяющих школьникам успешно осуществлять это исследование и делать его результат личностно значимым достижением. cyberleninka.ru
Также для формирования исследовательских умений используют системный, деятельностный, информационный и контекстный подходы. top-technologies.ru