Некоторые подходы, которые используются для оценки эффективности воспитательного процесса в школе:
- Гуманистический и личностно-ориентированный подходы. 1 Они предполагают рассматривать личность ребёнка как цель, субъект и результат процессов развития, воспитания, обучения, социализации. 1
- Системный подход. 5 Позволяет установить взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса. 5
- Мониторинг. 24 В его рамках определяют степень воспитанности и социальной активности учащихся, качество работы классных руководителей, участие родителей в воспитательном процессе, уровень коллективных творческих дел, здоровье и физическую подготовку учащихся. 2
- Использование критериев. 2 Некоторые из них: соответствие содержания, объёма и характера воспитательной работы условиям и возможностям образовательного учреждения, скоординированность планов и действий педагогического коллектива, наличие единого ценностного и целевого поля субъекта воспитательного процесса, воспитанность учащихся, удовлетворённость воспитательной деятельностью. 2
Для оценки эффективности воспитательного процесса могут использоваться различные методы педагогической диагностики: информационно-констатирующие (беседа, интервью, анкета, ранжирование, тест, опрос), оценочные (оценка, самооценка, экспертная оценка, независимые характеристики), продуктивные (изучение продуктов деятельности, творчества воспитанников), поведенческие (наблюдение, дискуссия, социометрия, анализ взаимодействия, ситуации (естественные и искусственные)) и игровые методы. 4