Некоторые подходы, которые используются для анализа государственных и муниципальных услуг:
- Правовой подход. 12 В Конституции РФ услуга трактуется как вид материальной деятельности, а в Гражданском кодексе РФ — как объект гражданских прав. 1 В Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» услуга понимается как деятельность уполномоченных субъектов (органов и организаций). 2
- Интегрированный (прорыночный) подход. 12 В его рамках публичная услуга рассматривается как услуга, которая предоставляется органами власти гражданам и организациям, поскольку государство обладает сравнительными преимуществами в предоставлении услуг отдельных видов. 1
- Маркетинговый подход. 12 Основной вопрос при организации услуг в концепции маркетингового подхода — определение границ вмешательства органов власти. 1
- Управленческий подход. 1 В рамках этого подхода государственные и муниципальные услуги рассматриваются как один из элементов деятельности, предполагающей выполнение функции органом государственной власти, государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления. 1
- Деятельностный подход. 12 В этом случае услуги рассматриваются как один из элементов деятельности конкретных субъектов и осуществление ими конкретной функции. 1
- Системный подход. 12 Государственные и муниципальные услуги можно рассматривать как элемент системы государственного и муниципального управления. 1 В то же время предоставление услуг также может быть рассмотрено как система, включающая в себя совокупность таких подсистем, как нормативно-правовое, кадровое, ресурсное обеспечение. 1
Для классификации государственных и муниципальных услуг могут использоваться различные критерии, например:
- По основанию оказания — платные и бесплатные. 35
- По субъектам, получающим услуги — услуги, направленные на удовлетворение интересов физических лиц (коммунальные услуги, бытовые услуги, социальные услуги), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдача лицензий и т. п.). 3
- По результату — консультационные и информационные, а также реально осязаемые (связанные с выдачей правообеспечивающих документов). 3
- По способу обращения — электронные, получаемые в многофункциональных центрах и в самом органе власти. 3
- По количеству посещений/обращений — простые и сложные (один раз пришёл и один раз получил, либо несколько раз пришёл и один раз получил). 3