Шалва Александрович Амонашвили разработал гуманно-личностную педагогику — систему взглядов на образование и воспитание, на отношения взрослых и детей в целом. 5
Некоторые элементы методики Амонашвили:
- Отказ от оценочной системы, унижающей достоинство ребёнка. 1 Ученик должен соревноваться только со своими собственными достижениями, а учитель — научить его радоваться не только своим успехам, но и чужим. 1
- Вовлечение детей в учебный процесс. 1 Ученики могут сами составлять задания, выстраивать планы уроков и даже создавать учебники. 1
- Проблемное обучение. 2 Материал не разжёвывается, а подаётся в виде проблемы, которую ученик должен разрешить самостоятельно. 2
- Развитие мышления и речи. 2 Ученикам приходится часто писать сочинения, которые в школе называют письменными размышлениями. 2
- Использование приёма «Нашептывание». 2 Учитель задаёт классу вопрос, а отвечают ему дети на ухо. 2
- Использование уроков познавательного чтения. 1 На таких занятиях происходит обсуждение книг, человеческих поступков, взаимоотношений между людьми, о проявлении добра и зла. 4