Некоторые педагогические принципы, способствующие гуманистическому воспитанию:
- Принцип связи воспитания с жизнью и социокультурной средой. 13 Воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. 13
- Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. 13 Означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учёт всех факторов и сторон воспитательного процесса. 13
- Принцип педагогического руководства и самодеятельности, активности школьников. 13 Опирается на главный закон воспитания и развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. 3
- Принцип гуманизма, уважения к личности ребёнка в сочетании с требовательностью к нему. 13 Требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. 13
- Принцип опоры на положительное в личности ребёнка. 13 Требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. 13
- Принцип воспитания в коллективе. 13 Предполагает организацию воспитательных воздействий коллективистских отношений на личность. 13
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей школьников. 12 Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определённые средства и методы работы с конкретными воспитанниками. 1
- Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. 1 Семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса. 1