Некоторые педагогические принципы, разработанные известными деятелями образования:
- Я. А. Коменский. 15 Выделил основные принципы обучения: наглядность, последовательность, природосообразность, самостоятельность и активность учеников в процессе обучения. 1 Создал и обосновал классно-урочную систему. 1
- Жан-Жак Руссо. 1 Выдвинул идею свободного воспитания, которое следует и помогает природе, устраняя вредные влияния. 1 Руссо считал, что на ребёнка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди, общество. 1
- И. Г. Песталоцци. 1 Разработал теорию «элементарного образования», которая предназначалась для начальной ступени обучения. 1 Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причём это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. 1
- Адольф Дистервег. 1 Выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, против воспитания в духе религиозной нетерпимости. 1 Важнейший принцип воспитания — природосообразность: следование за процессом естественного развития человека, учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника, установление тесной связи между воспитанием и жизнью общества. 1
- К. Д. Ушинский. 1 В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности — своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. 1 Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. 1
- А. С. Макаренко. 3 Разработал теорию коллективного воспитания в педагогике, которая стала доминирующей до 1980-х годов. 3 Макаренко обращал много внимания на трудовое воспитание: он считал, что необходимо давать детям в школе и семье не разовые поручения, а долговременные. 3
- В. А. Сухомлинский. 3 Создал оригинальную педагогическую систему, которая основывалась на антропологическом подходе, гармонизации средств и способов преподавательской активности. 3 Сухомлинский считал, что личность ребёнка — главная ценность в воспитательном и образовательном процессе. 3