Некоторые педагогические методы, способствующие развитию критического мышления:
- Метод мозгового штурма. 2 Ориентирован на совместное обсуждение проблемы и информации по ней для нахождения решения. 2
- Метод кластеров. 2 Предполагает построение графиков, систематизирующих информационные данные. 2 Графики демонстрируют связи между рассматриваемыми объектами, процессами или явлениями. 2
- Приём «инсерт». 2 Позволяет обозначить информацию, текстовые данные значками: выделить основную мысль, проблему, противоречивые и значимые сведения и т. д.. 2
- Метод дискуссии. 2 Форма групповой дискуссии способствует развитию общения, становлению самостоятельности мышления. 3
- Приём незаконченных предложений. 2 Актуально использовать на этапе рефлексии. 2 Такие предложения позволяют уловить логику события, натолкнуть мысль учащихся на верное направление. 2
- Метод «корзина идей». 2 Актуально использовать на начальной стадии занятия, когда учащиеся разбирают новую тему. 2 Педагог озвучивает тему и её ключевые понятия и выясняет, что учащиеся знают по ней — им необходимо записать все ассоциации по данному направлению. 2
Для развития научного мировоззрения могут быть полезны следующие методы:
- Работа с научными источниками. 1 Особенности подбора и переработки информации, основные принципы проверки достоверности данных. 1
- Методы научных исследований. 1 К ним относятся анализ, синтез, сравнение, индуктивные и дедуктивные рассуждения и доказательства. 1
- Организация научно-исследовательской работы. 1 Например, в контексте проектных технологий, командная работа и стартапы как механизм творческой интеграции и междисциплинарной работы над исследованием. 1