Некоторые параметры, которые помогают оценивать развитие языковой личности:
- Содержание. 3 Умение развёртывать аргументацию и раскрывать тему выступления, отыскивать, извлекать, понимать и перерабатывать информацию в текстах, учитывать особенности коммуникативной ситуации. 3
- Форма. 3 Умение адекватно использовать различные пласты лексики, синтаксические конструкции, риторические приёмы, различать письменную и устную речь, сознательно использовать невербальные средства общения. 3
- Самостоятельность. 3 Умение создавать и использовать универсальные высказывания, импровизировать, готовность к художественной критике, к рефлексии по поводу фактов языка и речи, к самостоятельному творчеству, использование оригинальных языковых средств. 3
- Лексико-синтаксические показатели. 4 Объём словаря, богатство и разнообразие грамматического строя. 4
- Коммуникативные речевые качества. 4 Правильность, чистота, точность, логичность, богатство, выразительность и другие. 2
- Степень владения голосом и интонацией, невербальными средствами общения. 4
- Национально-культурные речевые традиции и нормы. 4
Для оценки развития языковой личности можно использовать специальные задания, например, по созданию диалога, определению функций просторечий и синтаксических фигур в тексте, что позволяет проверить владение нормами литературного языка, речевого этикета и разнообразными языковыми средствами. 1