Некоторые особенности текстов-рассуждений, которые делают их важным инструментом в образовательных и научных работах:
- Причинно-следственные связи. 1 Автор не просто излагает факты, а анализирует их, устанавливает взаимосвязи между явлениями и делает обоснованные выводы. 1
- Чёткая структура. 2 Текст-рассуждение повторяет логическую схему доказательства: тезис — его обоснование — вывод. 2
- Аргументированность. 4 Каждое суждение или вывод должен быть основан на конкретных фактах. 4
- Возможность показать процесс переработки материала. 4 Рассуждение позволяет автору продемонстрировать, как он получает новые знания и к какому выводу приходит. 4
- Возможность выразить точку зрения. 2 Рассуждение позволяет говорящему или пишущему отстаивать собственное мнение в полемике. 2
- Способность убедить читателя. 1 Автор предлагает читателю пройти путь от вопроса к ответу, убеждая его в правильности какой-либо идеи, мысли или утверждения. 1
Таким образом, тексты-рассуждения помогают в образовательном процессе, так как позволяют ученикам формулировать проблему, представлять свою позицию и аргументировать её, а в научных работах — выдвигать гипотезу, доказывать её и формулировать выводы. 1