Некоторые особенности связной речи, характерные для детей с общим недоразвитием речи (ОНР):
- Бедность и стереотипность речи. 1 Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной. 1
- Затруднения в составлении развёрнутого рассказа. 1 Дети испытывают сложности с составлением рассказа по картинке или серии сюжетных картинок, иногда не могут выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий. 1
- Трудности в творческом рассказывании. 1 Дети испытывают серьёзные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. 1
- Ошибки при пересказе. 1 Дети не всегда полностью понимают смысл прочитанного, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, добавляют лишние эпизоды или воспоминания из личного опыта, затрудняются в выборе необходимого слова. 1
- Проблемы с рассказом-описанием. 1 Обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей. 1
- Неумение пользоваться способами словообразования. 5 Детям не всегда удаётся подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. 5
- Ошибки в употреблении грамматических конструкций. 2 Например, смешение падежных форм, отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными. 2