Некоторые особенности советской школы, способствовавшие развитию наблюдательности и логического мышления у учеников:
- Изучение логических связей. 1 Советские педагоги стремились научить детей понимать и запоминать новую информацию, устанавливая связь фактов и положений. 1 Например, в географии нужно было не просто знать климат отдельных регионов, а уметь объяснить, почему в одном месте такой климат, а в другом — другой. 1
- Использование открытых вопросов. 1 Такие вопросы помогали ученикам комфортно усвоить информацию и формулировать мысли. 1 Например, в физике нужно было проверить, правильно ли решена задача, а в истории — установить причинно-следственные связи между событиями. 1
- Решение задач в уме. 2 Учащиеся делали вычисления в уме или на черновике, и это активно поощрялось. 2 В результате у ребёнка развивалась память и быстрота мышления. 2
- Развитие мелкой моторики. 2 В советской школе в программе были такие предметы, как черчение и чистописание. 2 Уроки чистописания развивали мелкую моторику рук, а вместе с ней мышление, логику, внимание, наблюдательность. 2
- Решение загадок на логику. 4 Советские загадки в картинках предполагали наличие у решающего развитого интеллекта и широкого кругозора, а не только наблюдательной способности. 4