Некоторые особенности развития детского коллектива, которые выделяют современные исследователи:
- Основная роль в накоплении детьми позитивного социального опыта. 1 Опыт приобретается воспитанниками в семье, через общение со сверстниками, но только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами. 1
- Динамичность. 1 Дети, вырастая, покидают воспитательное учреждение, идёт постоянная смена лидеров, интересов, форм деятельности, иерархий ценностей. 1
- Обогащение общественно значимого смысла деятельности членов коллектива. 4 Это не может быть следствием подавления личных интересов воспитанников в пользу общественных — напротив, общественные цели становятся всё более лично привлекательными, интересными, значимыми. 4
- Изменение отношений членов коллектива к воспитателю и друг к другу, к общей деятельности и органам самоуправления. 4 В зрелом коллективе происходит гармонизация системы формальных и неформальных отношений. 4
- Возрастание субъектности коллектива. 4 На первом этапе он существует как объект воспитания, но от этапа к этапу признаки субъектности возрастают, и зрелый коллектив в полной мере — воспитывающийся субъект педагогического процесса. 4