Некоторые особенности методики естественного эксперимента в педагогике, предложенной В. П. Вахтеровым:
- Проведение в школьных условиях. 23 Эксперимент должен проводиться не в лаборатории, а в связи с процессом обучения и воспитания. 23
- Отсутствие искусственности. 13 По Вахтерову, отличие естественного эксперимента от обычного урока должно заключаться в том, что его результаты могут быть объективно оценены. 13
- Принцип сопутствующих изменений. 3 Смысл его состоял в том, что если при изменении одного явления изменяется другое, то между ними существует причинная связь. 3
- Уравнивание условий. 13 По возможности, нужно уравнять все условия проведения обычного и экспериментального уроков, кроме одного — того приёма или метода, который в данном эксперименте проверяется. 13
- Применение сравниваемых приёмов к одним и тем же детям. 1 Это должно происходить при одном и том же учителе, в одних и тех же условиях времени, степени утомления и т. д.. 13