Некоторые особенности генетических задач на полимерию в ЕГЭ по биологии:
- Влияние нескольких генов на развитие одного признака. 5 В отличие от моногенной наследственности, когда за определённый признак отвечает один ген, при полимерии признак формируется под воздействием множества генов, которые могут быть расположены в разных участках хромосом. 5
- Зависимость выраженности признака от соотношения доминантных и рецессивных аллелей. 2 Чем больше доминантных генов, тем более выражен признак. 2
- Наличие двух основных типов полимерии. 15 Они различаются по характеру влияния генов на фенотипическое проявление признака. 5 Выделяют кумулятивную (накопительную) и некумулятивную полимерию. 34
- Использование специальных обозначений. 4 В задачах с полимерией, где несколько генов влияют на один признак, принято обозначать их не разными буквами, а цифрами с индексом, например А1 (а1), А2 (а2) и так далее. 4
Алгоритм решения задач на полимерное наследование включает следующие шаги: 1
- Определить тип полимерии (кумулятивная или некумулятивная), исходя из условия задачи или характера проявления признака. 1
- Установить количество генов, участвующих в формировании признака. 1
- Ввести обозначения для генов (обычно используют разные буквы — A, B, C и т. д.). 1
- Записать генотипы родительских особей. 1
- Определить типы гамет, которые образуют родители. 1
- Составить решётку Пеннета или использовать формулы комбинаторики для определения расщепления в потомстве. 1
- Посчитать количество особей с различными генотипами и фенотипами. 1
- Сформулировать ответ в соответствии с вопросом задачи. 1